Наше путешествие по
Могочинской средней школе и нашу беседу с её директором Валентиной
Михайловной БУВАЕВОЙ мы продолжаем в школьном краеведческом музее. И это
направление деятельности школы – музейная работа – становится для меня
ещё одним открытием ещё одного острова. Не успев толком прийти в себя от
«Острова IT-инноваций» (см. предыдущий пост 2 декабря 2009), начинаю
понимать капитана Кука: он явно так же был ошарашен богатством и
изобилием неведомых доселе «участков суши, омываемых со всех сторон
водой». В МУЗЕЕ КРАЕВЕДЕНИЯ
В
школьные и сельские музеи меня пускать нельзя. Нет, я не клептоман,
красть не позволяют убеждения. А вот что-нибудь выпросить на память –
это с меня станет. По своему опыту знаю, что в подобных коллекциях
всегда есть что-нибудь непредсказуемое, чего сроду не найдёшь в больших
музейных экспозициях. Поэтому вручаю включенный диктофон Валентине
Михайловне, пока она рассказывает дальше, а сам почти бегом к стеллажам,
где залежи всяких нехитрых, но столь любезных сердцу древностей.
Беседует она практически не со мной (я целиком вместе с фотокамерой
погрузился в стеллажи), а с записывающим аудиоустройством. –
Ещё недавно у нас была лишь небольшая краеведческая комната. Мы ведь
давно собираем материалы по истории села Могочина, она очень богата, это
я вам как историк говорю, по истории нашего лесозавода. Не одно
поколение могочинцев прошло через лесозавод... «Это
точно, – соглашаюсь мысленно, разглядывая крынки, чугунные утюги,
патефон и телефон с рогами для трубки. – С кем тут ни заговори, каждый
почти сразу поминает Могочинский лесоперерабатывающий завод, второй по
мощности в стране...» – А
этот музей – настоящий уже музей – создан объединёнными усилиями «Единой
России», областного Совета ветеранов и нашими. Я вам рассказывала уже:
мы гранты выигрываем, конкурсы, а завоёванные средства вкладываем сюда.
Сейчас наш музей готовится к паспортизации, и тогда он приобретёт
официальный статус.
Наблюдая,
как я выныриваю из уголка, воссоздающего крестьянский быт столетней
давности, кое-как оторвавшись от прялки, и продвигаюсь к шкафу с
чучелами птиц, Валентина Михайловна продолжает: – У нас в Могочине был собственный таксидермист, Николай Купреев, это он создал такую коллекцию птиц. Теперь она у нас хранится. Лихорадочно
прикидываю, что если снять весь огромный шкаф со всеми пернатыми, в
газетной фотографии ничего не разберёшь. Поэтому крупно снимаю одного
глухаря, венчающего собою всё чучелиное токовище. –
Музей – наше дитя, которое только растёт и оформляется. Самая главная
для нас ценность – весь собранный материал мы сохранили и продолжаем
накапливать. Видите, оставлена пустая стена, здесь разместится панорама
Могочина, где будут изображены все достопримечательности села. Пустую стену фотографировать пока нет смысла, поэтому я уже у шкафа с бивнем – явно мамонта. Хотя, откуда бы здесь? –
Из Нарги. Да, знайте, что когда едете до Нарги, вы двигаетесь по
древней палеолитической стоянке. Она была раскопана ещё в конце 70-х
годов. Здесь работал археолог Владимир Иванович Матющенко, доктор,
профессор, который много лет преподавал в ТГУ, но которому, к сожалению,
не смогли предоставить квартиру в Томске. А в Омске предложили, и он
перебрался туда. Но к нам он по-прежнему приезжал и вёл раскопки. Когда
строили дорогу, обнаружили эту стоянку – остатки жилища, место очага. А
кости мамонта найдены на берегу Оби, их рекой вымыло. Валентина Михайловна торопит меня дальше, и с запозданием соображаю, что не успел ничего «выцыганить». –
Мы пойдём сейчас в другой наш музей – имени Пушкина. К сожалению, оба
руководителя – и краеведческого музея, и Пушкинского – сейчас на
музейном форуме в Томске, выступают там с докладами, но мы вам и так всё
покажем. Тут меня
одновременно, сбивая друг друга, одолевают две мысли. Первая: «Не слабо,
ещё и музей Пушкина! На одну сельскую школу – два музея!» Вторая:
«Ничего себе, к сожалению! Да любой форум музейщиков обзавидуется, если у
него будут такие участники!» Слов от восхищения и удивления уже нет,
молча двигаюсь вслед за директором. МУЗЕЙ ВЕЛИКОГО ПОЭТА
В
Пушкинском музее нас встретила педагог Елена Николаевна Гармас. Но
директор школы сразу же представила её в ином свете: дочь основательницы
музея, Лидии Евгеньевны Пономарёвой. Да, здесь трудится не одно
поколение энтузиастов.
–
Мама окончила нашу школу в 1942 году. А когда она получила диплом
пединститута, семья уехала на Васюган. Оба моих родителя работали в
школах Колпашевского и Каргасокского районов, а потом мы вернулись в
Могочино. Школа носит имя
Александра Сергеевича Пушкина с 1937 года, когда отмечалось столетие со
дня его гибели. Долгие годы школу ничего особенного не связывало с
Пушкиным, кроме его большого портрета, висевшего на стене. Лидия
Евгеньевна преподавала литературу и русский язык, в 1971 году она со
своим классом начала собирать материал и литературу о поэте. Списывались
с исследователями, литературоведами, потомками Пушкина. Через полгода,
10 февраля 1972 года, музей был открыт. Под музей поначалу был отведён
один кабинет в конце коридора, теперь же экспозиции занимают два больших
зала. Здесь так уютно, тепло по-домашнему... –
У нас есть копии рукописей Пушкина, сделанные по просьбе царствующей
семьи, многие – на бумаге пушкинской эпохи. Если посмотреть родословную
Пушкина, он, оказывается, был в родстве со многими великими людьми, даже
с императорами. Вот эти рукописи были найдены Лидией Евгеньевной в
Томске, в одном из жилых домов, и сохранены. Школьники
увлечённо собирают монеты разных эпох. Одна из них – 1700-х годов,
когда был жив прадед Пушкина Абрам Ганнибал. На стеллаже – монеты времён
Александра Сергеевича, современные юбилейные пушкинские монеты. Вот
уголок, воссоздающий комнату няни Пушкина Арины Родионовны. А в
соседнем зале создаётся «Лукоморье», там будут представлены все герои
пушкинских сказок. От экспонатов, отражающих период Южной ссылки
Пушкина, переходим к портретам предков и потомков Пушкина. Рядом – гербы
Ганнибалов и Пушкиных. На столе – украшенная цветами, посмертная
гипсовая маска поэта, подарок Пушкинского заповедника. Отдаю
себе отчёт, что всего не перечислишь, всего не покажешь в газете. Музей
есть музей, и его следует просто посетить. Увидеть всё собственными
глазами...
– Нам подарили саженец дуба, привезённый из Болдино, второй год растёт у нас возле школы. – Здорово: у могочинского Лукоморья вырастет настоящий зелёный дуб! ...Да,
и через каких-то пару сотен лет районная газета «Знамя» с волнением
сообщит, что отныне «златая цепь на дубе том». И никому в голову не
придёт, что её могут утащить. Но что-то меня занесло... Нашим гидом вновь становится Валентина Михайловна: –
Мы проводим тематические экскурсии, многие из них – театрализованные.
Дети надевают лицейские костюмы, фраки, пышные платья начала XIX века,
воссоздают колорит и дух эпохи. Вот и совсем недавно мы провели День
пушкинского лицея. Много
гостей приезжают в могочинские школьные музеи из разных мест области и
страны. Для большинства посещение музея становится просто открытием: кто
же ожидал увидеть подобное. Из обыденной жизни вдруг попадаешь на такой
роскошный остров! –
Тяжело, конечно, и трудно поддерживать музей такого уровня, как наш
Пушкинский, но без него никак. Если к нам едут отовсюду, значит, есть
потребность. В формировании музея нам тоже во многом помог областной
Совет ветеранов. «Единая Россия» три года назад помогла к юбилею музея
сделать ремонт. Портрет, копию работы Ореста Кипренского, подарил наш
художник Пётр Трифонов. Помогали жители села, коллектив школы и дети
приняли участие в ремонте и оформлении. Всем миром отреставрировали
музей... При этих словах
уже не хотелось что-то выпрашивать «на память». Впору самому становиться
дарителем. Но – нечем мне одарить музей. РОСТКИ НОВОГО
В
«Острове IT-инноваций» уже упоминалось о почти библейской «мерзости
запустения» в Могочине. Здешнюю школу мы противопоставили этому
безрадостному образу. Но не только же В.М. Буваева, её коллеги и ученики
являют собой ростки нового? –
Откуда пойдут ростки? Нужно, чтобы люди развивали подсобные хозяйства.
Меньше пьянства и болтания стало бы. Каждый смог бы обеспечить
нормальными продуктами свою семью. Но ведь нет этого! Покосы и огороды
зарастают. Поговорите с нашим фермером Владимиром Ворониным, он
расскажет, сколько он людям раньше косил и сколько сейчас косит. Прежде
здесь были тучные стада, а теперь одиночные коровки бродят. Спросите
фермера Сидоренко, где ближайший покос, он вам скажет: на окраине села.
Потому что всё заросло, везде трава уже стоит... Для жителя деревни
естественно – заниматься хозяйством. И это должно быть не только
закономерностью, но и потребностью. Выращенное надо продавать.
Вырученные средства – куда-то вкладывать. Всё же очень просто, это
нормальный производственный процесс. А пока люди этого не осознают... –
Валентина Михайловна вздыхает тяжело, – все вложения исчезнут, как в
бездонной яме, ничего у нас не вырастет. Абсурдно дожидаться, пока кто-то со стороны что-то изменит. Надеяться нам не на кого, кроме как на самих себя. ПОСТ СКРИПТУМ В
завершение нашей встречи Валентина Михайловна, как настоящая хозяйка
школы, привела меня в столовую. И впрямь, как она и говорила, на весьма
скромную сумму здесь можно сытно, по-взрослому пообедать, да ещё в
обратную дорогу пару пирожков с собой взять.
|